Дети из пробирки

Человек

В наше время искусственный отбор среди людей или регламентация их интимных отношений, противоречат этическим и социокультурным нормам, сложившимся в обществе, а так же задевают каждого из нас как отдельную личность. А что если в этом вопросе иметь дело не человеком как индивидуумом, а только с его половыми клетками? Скрещивать их искусственно, выращивать зародыш в колбе (in vitro) и отбирать нужные экземпляры, как например, отбирают тюльпаны подходящего цвета? Не противоречит ли и этот подход нашей морали?

Тут уж, кажется, не ущемляется человеческое достоинство, а евгеника предстает перед нами, так сказать, очищенной, освобожденной от упреков в аморальности. И вот уже люди — одни с опаской, другие с надеждой — следят за тем, как зарождаются дети в пробирках и лишь потом переносятся в утробы матери до полного созревания. Легко понять тех, кто уповает на этот метод, — бездетных супругов, давно мечтавших стать родителями.

Дети из пробирки
Photo by chuttersnap

Радужные перспективы

Яйцеклетка, извлеченная у женщины, не способной зачать естественным путем, помещается в пробирку со сперматозоидами мужа. Затем в течение минимум двух месяцев развитие продолжается в специальном инкубаторе. После этого эмбрион вводится в матку, где окончательно формируется, и отчаявшиеся прежде женщины теперь способны обрести радость материнства.

Или такой вариант. Молодожены не желают или по каким-то причинам не могут иметь детей в настоящее время и хотят отложить это на некоторый срок. В таком случае их генеративные элементы, не теряя каких-либо качеств, могут сохраняться в замороженном состоянии.

И еще много возможностей сулит этот метод. Одна из них — усыновление детей до рождения: эмбрион, искусственно зачатый из яйцеклетки женщины-донора, вводится в матку другой женщины, которая по тем или иным причинам не способна сама к зачатию. При этом, конечно, появляется возможность выбора в качестве доноров наиболее здоровых мужчин и женщин. Можно будет также сдавать свою семенную жидкость в период расцвета умственных и физических способностей, чтобы стать отцом в глубокой старости.

Дети из пробирки
Photo by Drew Hays

Становится реальным и определение пола будущего ребенка, и предотвращение наследственных дефектов, поскольку появится возможность брать для контроля клеточные пробы на разных стадиях развития зародыша. Но наивно было бы думать, что этой, казалось бы, «очищенной евгенике» не сопутствуют никакие этические и социальные проблемы. Достаточно только представить, какими извращениями и уродствами может обрасти этот метод в обществе купли-продажи!

Обратная сторона

Начнут нанимать нуждающихся женщин на роль своеобразных инкубаторов. Или приглашать доноров-мужчин и поощрять их плодовитость. И тогда роль последних будет весьма близка к функциям высокопородистых животных особей, демонстрируемых пока только на сельскохозяйственных клетках.

Так автоматизированное производство индивидуумов может зачеркнуть и самую человеческую индивидуальность. Моральные аспекты этого метода уже довольно широко освещали романисты. У одного только английского писателя Олдоса Хаксли «проиграны» многие варианты ожидаемого будущего.

На место «ужасного» естественного зарождения придет система внеличного размножения. Необходимое количество населения будет разводиться в громадных государственных инкубаторах, в осемененных бутылках, стоящих ряд за рядом. Семейные отношения исчезнут: общество, омоложенное в самой своей основе, будет развиваться на новом фундаменте.

Дети из пробирки
Photo by Andrew Wulf

Эрос, освобожденный от ответственности, будет, подобно веселой бабочке, порхать от цветка к цветку по залитому солнцем миру. Исчезли из обихода слова мать, отец, семья. В результате воспитания созданы касты думающих, чувствующих и работающих. Все строго по шаблону, и всё подчинено заранее рассчитанному — оптимальный вариант «прекрасного нового» будущего, против которого предостерегал сам Хаксли.

Уродливые градации людей доведены до совершенства. Только представим себе, какие возможности открывает это перед человечеством. Говорят, времена энциклопедистов миновали в связи с дифференциацией и интеграцией наук. Но, пользуясь этим методом, мы берем семенные клетки академика-математика и трансплантируем в гениальную женщину-историка. Получаем гениев физико-лирического плана!

Ведь вот в «Туманности Андромеды» И. Ефремова один из героев сразу и физик, и астроном, и инженер, и механик, и машинист, и археолог. Подобная многогранность, духовная разноплановость присущи в наше время только единицам. Так может быть, генетика подскажет нам, как обрести разносторонность энциклопедистов?! Но, как говорилось издревле, «тьфу на меня» за столь явные сатанинские наваждения! Установили же мы, что из семени гениев вовсе не обязательно родятся гениальные отпрыски. Может, и вправду природа исчерпала себя в гениальных родителях…

Что думают ученые?

Варианты будущего генетики подвергают этическому анализу не только романисты, но и сами ученые. Выдающийся американский генетик Меллер, известный как активный борец против расизма, допускал возможность выбора половых клеток уже в сегодняшних условиях. Если в начале человеческой истории имело место явно положительная связь между культурной эволюцией и генами, считал он, то в настоящее время она становится отрицательной.

Дети из пробирки
Photo by Tyler Nix

Успехи медицины способствуют выживанию индивидуумов с «отрицательными признаками». Лучшим выходом из этого, по мнению Меллера, является получение спермы от здорового донора и создание банка замороженных половых клеток. К этому можно прибегать не только при бесплодии мужа, но и в тех случаях, когда желательно оплодотворение семенем гениального человека, жившего даже много лет назад.

Меллер наметил некоторые варианты искусственного оплодотворения, ставя его условием добровольное согласие сторон.

  • Первый вариант: муж имеет дефект — донор нормальный.
  • Второй вариант: муж имеет дефект — донор одарен.
  • Третий вариант: муж нормальный — донор одарен.

При первом и втором вариантах все ясно. Супруга из-за дефекта мужа не может иметь детей, поэтому искусственное оплодотворение даст ей возможность стать матерью обыкновенного ребенка или даже рожденного от семени одаренного донора. При третьем варианте супруга выбирает этот способ, ибо надеется иметь гениального потомка. Меллер, однако, считал, что все-таки люди оцениваются не за качества поставляемого семени, а за мыслительные способности.

Он писал: «Имеются люди, испытывающие большую гордость за то, что они могут сознательно создать мозгами, чем за то, что они бессознательно создают своими чреслами».

Хотя в основе такого взгляда лежит убежденность в высоких ценностных качествах человека и этическая оценка не игнорируется вовсе, в позиции Меллера соотношение социальной и генетической сущности Homo sapiens несколько смещено; в этих рекомендациях много спорного.

Насколько вообще сложны и неоднозначны разбираемые проблемы евгеники, показывает хотя бы тот факт, что даже крупные мыслители и ученые не избегают тут ошибок и заблуждений. При всем уважении, испытываемом современниками к вышеназванным учёным, со всеми их рецептами, в частности, по укреплению нравственности, мы вряд ли можем согласиться….

Наука просто
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю Политика конфиденциальности