История одной картины: Иван Грозный никогда не убивал своего сына

Человек

Почти детектив: как иллюстрация из учебника убедила большинство школьников страны в преступлении, которого никто не совершал. Развенчиваем мифы, ищем доказательства, знакомимся с показаниями свидетелей и криминалистов, изучаем последствия.

Презумпция невиновности

Этой картине Ильи Ефимовича Репина особенно не повезло — редко встретишь живописное полотно, о котором ходит столько заблуждений. Начнём с того, что мало кто помнит её настоящее название. Чаще всего картину называют «Иван Грозный убивает своего сына». Хотя сам художник дал ей совсем другое название. Убедиться в этом может каждый, кто прогуляется по залам Государственной Третьяковской галереи или посетит сайт «Третьяковка онлайн». Так можно убедиться, что известное всем название — не точное. На самом деле полотно называется «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

Второе заблуждение — сюжет картины. Историки давно доказали, что Иван Грозный никогда не совершал этого преступления. Но сила искусства сильнее. Образ обезумевшего царя, его глаза и скомканные восточные ковры под большим, но обессиленным телом царевича врезались в память со школьной поры. Иллюстрация была размещена в учебнике истории за шестой класс. Кстати, в современных учебниках эту картину уже не найти. Её исключили несколько лет назад, именно потому, что что она не соответствует действительности.

«В школьной программе эта картина ранее изучалась в рамках эпохи 19 века и темы «Творчество передвижников». Во время урока имел место момент обсуждения, было ли это событие в действительности, или нет. Однако утверждений на этот счет в школьной программе никогда не было», — говорит кандидат исторических наук Галина Владимировна Шатохина. Выслушаем свидетелей.

Дело в том, что свидетелей убийства попросту нет. Об этом умалчивают и летописи, что вызывает множество сомнений — а было ли убийство? Вряд ли новгородские, московские и другие летописцы обошли бы вниманием такое важное событие. Наоборот, они подают смерть царевича абсолютно одинаково коротко: «Представился Иоанн Иоаннович».

История одной картины: Иван Грозный никогда не убивал своего сына
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года

Уже позже в своей книге «Самодержавие Духа» митрополит Иоанн Ладожский утверждал, что сын Ивана Грозного умер из-за болезни – естественной смертью. Он нашел записи, что в начале ноября 1582 года больной царевич приезжал в Кирилло-Белозерский монастырь, пожертвовал большую сумму, оговорил условие, что может стать монахом — принять подстриг и просил, чтобы именно в этом монастыре его поминали после кончины. Монахи полностью выполнили условия договора — поминали царевича как умершего от болезни, но никогда, как «убиенного»

Академик, культуролог, искусствовед Д. С. Лихачев обнаружил в архивах письмо Ивана Грозного, адресованное боярину Никите Романовичу Юрьеву и дьяку Андрею Щелкалову, в котором тоже упоминается болезнь Иоанна Иоанновича.

Мнение криминалистов


Скончался царевич Иван в Александровской слободе, его тело перевезли в Москву, похоронили в Архангельском соборе, где позже нашел упокоение и его отец.

Согласно документам архива Московского кремля, Министерство культуры СССР в 1961 году назначило специальную комиссию для изучения аварийного состояния конструкций Архангельского собора. Комиссия разработала проект реставрационных работ и весной 1963 года с личного согласия генерального секретаря Н.С. Хрущева были вскрыты четыре усыпальницы: Ивана Грозного, его сына Ивана, царя Федора и князя Скопина-Шуйского.

М. М. Герасимов — советский антрополог, археолог и скульптор, доктор исторических наук, так писал об этом событии: «В связи с архитектурно-реставрационными работами в Архангельском соборе Московского Кремля возникла необходимость произвести вскрытие четырех гробниц. Министерством культуры была создана специальная комиссия под председательством А. П. Смирнова, включавшая ученых различных специальностей: архитекторов, археологов, историков, антропологов, судебных медиков. Подлежали вскрытию захоронения Ивана Грозного, его сыновей Ивана и Федора и погребение Скопина-Шуйского. В мае 1963 г. эти работы были осуществлены».

Исследование останков царевича показало превышение содержания ртути в костях в 32 раза! А вот доказательств травмы, нанесенной тупым предметом, найти не удалось. Кстати, содержание ртути — это подтверждение болезни царевича. Ведь многие лекарства того времени содержали ртуть!

Место «преступления»

Александровская слобода — особое место в истории нашей страны. Эта древнерусская крепость в 16 веке была превращена в загородную резиденцию русских царей. Сначала сюда приезжал отдыхать из Москвы Василий III, потом Иван Грозный сделал Александровскую слободу центром опричнины, и — фактически — новой столицей страны. Позже Петр Первый проводил здесь учения с «потешными войсками».

История одной картины: Иван Грозный никогда не убивал своего сына
Покровская церковь территории Александровской Слободы.

Здесь Иван Грозный принимал заграничных послов, здесь функционировала Дума и принимала важные решения, именно сюда стекались рекою деньги… На короткое время Александровская слобода стала первым из городов России. Именно здесь жил Иван Васильевич со всем своим двором. Здесь умер царевич Иоанн Иоаннович, который должен был сменить Ивана Грозного на троне и встать у руля государства.

Появление версии об убийстве

Создателем мифа об убийстве считается папский легат, высокопоставленный иезуит Антоний Поссевин, который ставил своей целью подчинить Русскую православную церковь Римскому Папе.  Иван Грозный начал хитрую дипломатическую войну, чтобы избежать этого. Ему удалось использовать папского легата в своих целях: закончить неудачную войну с Польшей и минимально удовлетворить требования поляков – отдать им только Полоцк (хотели они намного больше).  Когда же Антоний завел разговор об объединении церквей, Иван Грозный ему отказал: мол, я не обещал этого!

История одной картины: Иван Грозный никогда не убивал своего сына
«Папские послы у Ивана Грозного». Картина М. В. Нестерова, 1884 год

Антоний был вынужден вернуться в Рим с невыполненным поручением и ненавистью к хитрому царю, который сумел его провести! Именно с легкой руки Антония Поссевина стал гулять но Европе миф об убиении царевича собственным отцом. Очень жаль, что эту версию позже повторил Карамзин в «Истории государства Российского».

Что подтолкнуло Репина к такому сюжету?

К написанию полотна на такую непростую тему Илью Ефимовича подтолкнули сразу два события. Первое — террористический акт народовольцев, в результате которого погиб император Александр Второй, и последующая казнь виновных. Второе — премьера симфонии Н. А. Римского-Корсакова «Антар», у которой мощный, но тяжелый финал.

Художник возвращался с премьеры в особом расположении духа. Террористический акт против самодержавия и музыка слились воедино, его чувство были переполнены трагическими событиями: «Какая-то кровавая полоса прошла через этот год, чувства были перегружены ужасами современности, но к ней страшно было подходить — несдобровать… Естественно было искать выхода наболевшему трагизму в истории… и я вспомнил о царе Иване».

Трагедия главных героев

Илье Ефимовичу не пришлось долго искать главных героев. На роль Ивана Грозного он определил художника и приятеля по передвижным выставкам Григория Мясоедова, который, по мнению художника, походил на царя не только внешне, но и характером. Позировать в качестве раненого сына согласился писатель Всеволод Гаршин. Многие помнят его сказку «Лягушка-путешественница». У Всеволода Михайловича были очень выразительные глаза…

История одной картины: Иван Грозный никогда не убивал своего сына
Григория Мясоедов

Участие в создании известной картины закончилось трагически для обоих. Мясоедов едва не убил собственного сына и был вынужден отправить его в семью другого художника на воспитание, чтобы не допустить беды. А Гаршин, отличающийся нервным характером, вскоре покончил с собой – бросился в пролет лестницы.

История одной картины: Иван Грозный никогда не убивал своего сына
Всеволод Гаршин

Картине тоже не повезло. Александр Третий издал указ о запрете выставлять картину на выставках и не допускать её популяризации в публике. В итоге её приобрел известный меценат и коллекционер Павел Третьяков. Поместил картину в отдельную комнату, которая всегда была заперта. Домашние и слуги крестились, проходя мимо этой запертой двери. Только в начале прошлого века картину было разрешено выставлять.

На живописное полотно дважды совершались покушения: в январе 1913 года и спустя более столетия — в мае 2018 года. А это значит, что сюжет картины, её герои и исторические события волнуют и нынешнее поколение.

Наука просто
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю Политика конфиденциальности