Ныробский узник

Человек

Можно считать это совпадением, а можно — знаком судьбы: первого и последнего царя из рода Романовых звали Михаилами: Михаил Федорович и Михаил Александрович. Дядя первого царя — Михаил Никитич — был похоронен в Пермской земле. Останки последнего царя еще продолжают искать… А начиналась эта история с ныробского узника, который ныне причислен к лику святых, а его кандалы официально признаны святыней православной церкви.
Давайте вместе разберемся в этой истории, ведь, как говорил известный российский историк Василий Осипович Ключевский: «История — это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого».

Между Рюриковичами и Романовыми

Конец 16-го века был трагическим для России. После смерти последнего царя из рода Рюриковичей — Ивана Грозного, после которого не осталось наследников, на российский престол взошёл Борис Годунов. Несмотря на все его попытки понравиться боярам и народу: раздавал хлебные запасы во время голодных лет, построил огромный Смоленский кремль, а также несколько городов — Воронеж, Самара, Липецк, Царицин, Елецк, Белгород и другие, ввел патриаршество, построил первый водопровод в Москве и другие полезные дела, он не сыскал популярности.

Ныробский узник
Борис Фёдорович Годунов

Постепенно характер Годунова портился, росло недоверие к боярам, особенно — к семье Романовых, которые были близкими родственниками Ивана Грозного и могли претендовать на престол.

Поэтому Годунов искал повод избавиться от пятерых братьев Романовых и нашел его. В доме Романовых были обнаружены запасы лечебных трав. Следствие объявило, что травы ядовитые, и что Романовы готовили заговор с целью отравить царя и самим занять российский престол.

После неправедного суда всех пятерых братьев отправили в разные места заключения: Федора постригли в монахи в Сийском монастыре, Василия и Ивана сослали в Пелым, Александра — на берега Белого моря, а Михаила — на край света — в деревню Ныроб (ныне на территории Пермского края).

Ныробский узник
Церковь Богоявления Господня в Ныробе

Из всех братьев Романовых Михаил отличался особой пригожестью, статью, богатырским ростом и силой. А еще он был умен, добр, благочестив и пользовался особой популярностью в народе. Почему-то именно в нём Борис Годунов видел своего конкурента. Он прекрасно знал о негативном отношении бояр и народа к себе и тем болезненнее воспринимал народную любовь к Михаилу.

Край земли

Деревенька Ныробка (Ныроб) считалась в 16 веке краем земли — дальше шли непроходимые места и топи, где люди уже не жили. Да и были ли ныробцы людьми? Жили в землянках, заросшие, неухоженные. Они больше напоминали лесных зверей, чем людей.

Именно сюда в сентябре 1601 года привезли Михаила. Несколько месяцев в пути измотали и узника, и стрельцов, которые сопровождали его. Оглядев деревеньку, Михаил рассердился: «Вот он — край земли!»

Но его судьбы была предрешена. Начальник охраны Роман Тушин приказал вырыть посреди Ныроба яму — метра полтора губиной. Сверху её закрыли бревнами, оставив продушину для поступления воздуха. В яме установили столб, за который и приковали узника: за ноги, руки и пояс. В результате Михаил не мог выпрямиться в полный рост, не мог ходить, а только сидеть или лежать. Естественно, яма не отапливалась и не было предусмотрено отхожее место. Так и жил Михаил как зверь на цепи.

Ныробский узник
Цепь с замком, которыми был прикован Михаил Никитич Романов

Роману Тушину было дано указание возвращаться в Москву вместе с другими стражниками только после смерти узника. Охранники мечтали, чтобы князь побыстрее скончался и они могли воссоединиться со своими семьями. Поэтому вскоре они перестали его кормить. Наступила морозная зима…

Жив молитвами?

Морозы стояли жестокие — до минус 40 градусов. Стражники замерзали в тулупах возле ямы Михаила Романова. Его нарядный кафтан уже давно истлел, в холодной яме он сидел без еды уже не первый месяц, но из отдушины поднимался пар, свидетельствующий, что узник жив и дышит. А еще из ямы были слышны постоянные молитвы — и днем, и ночью.
Стрельцы крестились в сторону ямы: «Святой человек!», но продолжали морить Михаила голодом — уже очень хотелось поскорее вернуться в Москву, к семьям.

Наступила весна — а Михаил продолжал жить в яме: без еды, питья, прогулок, в полулежачем состоянии, высохший, как мумия в тяжелых кандалах, которые стали и вовсе неподъёмными…

Случайно стражникам удалось угадать секрет живучести узника. Оказывается его тайком подкармливали местные жители! Узнав об этом Роман Тушин не на шутку рассердился, виновники были серьезно наказаны — их арестовали и отправили в Казань.

«И как прислан был с Москвы от царя Бориса (Годунова) боярин Михаил Никитич Романов и в том Ныробском погосте сидел в тюрьме и того же погоста крестьяне к Михаилу Никитичу тайно подносили всякий съестной припас и на тот припас доводил того же погоста крестьянин и по его доводу пристав Роман Тушин писал царю Борису, и Борис де велел того погоста взять в Казань пять человек, и те крестьяне пытками разными пытаны, и с пытки один в Казани умер…»

Из грамоты царя Михаила Романова чердынскому воеводе Бутурлину
от 15 ноября 1621 года

Но князь продолжал жить! Несмотря на жестокое наказание, крестьяне не бросили узника, к которому прониклись глубоким уважением — просто стали действовать по-другому. Мальчишки наполняли полые стволы пиканов молоком, затыкали с обеих сторон хлебным мякишем и тайком кидали в отдушину ямы.

Стрельцы мальчишек поймали, выпороли розгами, крик стоял по всей округе. Орали пацаны, кричали их матери. Но Роман Тушин был неумолим — никакой еды узнику не девать!

Ныробский узник
Часовня над ямой Романова в Ныробе

Считается, что несчастный Михаил Никитич скончался сам в августе 1602 года. То есть — в таких нечеловеческих условиях он прожил почти год — 11 месяцев! Но есть и другая версия: стрельцы не выдержали и вместе с Тушиным самостоятельно удавили ослабевшего боярина.

От Михаила до Михаила

Сначала Михаила Никитича похоронили там же, в Ныробе.

«…и погребён был у церкви Николая Чудотворца, подле алтарь на северной стороне, и где тело его лежало — построена была церковь, и в ней гробница покрыта сукном и крест вышит»

«Сказание о Ныробском уезде»

Но уже в 1606 году по указанию первого русского царя из рода Романовых тело было перевезено в Москву и Михаил Романов был перезахоронен в Новоспасском монастыре рядом со своими братьями.

Также молодой царь (тоже, кстати, Михаил) повелел построить в Ныробе храм Святому Николаю, отрядить туда попов на царское жалование, и из царских же запасов снабдить церковь всем, что необходимо для ведения служб достойных. Ныробцев же царь наделил «обельной грамотой», освобождавшей их от всех податей «дабы людишки бы не разбегались, а молились бы за прославление царского дома».

Царским указом следовало ежегодно «отправлять панихиду по первому царственному страстотерпцу, Михаилу Никитичу, в день воспоминания о чуде Архистратига Божия Михаила в Хонех». Царский приказ исправно выполнялся на протяжении трехсот лет, вплоть до 1927 года

Именно так началась история новой царской династии на Пермской земле. К сожалению, здесь же, в Перми ей было суждено и закончиться — 13 июня 1918 года был расстрелян Михаил Александрович Романов, который де-юре является последним императором России. Так замкнулось «пермское кольцо».

Но если тело Михаила Никитича было торжественно перезахоронено в Москве, то останки Михаила Александровича продолжают искать и в наши дни.

Последний император

После отречения Николая Второго от престола за себя и за своего сына Алексея, официально власть в стране перешла к его младшему брату — Михаилу Александровичу, который ранее был официально назначен регентом цесаревича. История повторилась — после революции большевики сослали его в Пермь, где Михаил Александрович и был расстрелян 13 июня 1918 года. Место захоронения палачи тщательно скрыли.

Ныробский узник
Михаил Александрович Романов

Данные Пермского государственного архива новейшей истории свидетельствуют, что первая попытка найти останки Михаила Романова и его секретаря Джонсона была предпринята в 1921 году, когда в Пермь приехала московская комиссия. Молодой советской власти было важно подтвердить факт смерти Михаила Романова и пресечь слухи о том, что он якобы жив. Но найти останки не удалось. В течение века время от времени эти поиски возобновлялись.

Самые серьезные поиски начались в 2012 году, когда были объединены силы Следственного комитета России, местных пермских властей и международной экспедиции под руководством историка Петра Сарандинаки (США). С тех пор каждое лето, когда приезжает экспедиция, поиски начинаются вновь.

В 2020 году из-за пандемии коронавируса, начало работ на местности перенесены на сентябрь. В Пермь приедут археологи из Санкт-Петербурга и Ростова, эксперты группы «Necro Search International», которые работают как волонтеры. Также в состав группы вошли судебные эксперты из разных стран, сотрудничающие с полицией, ФБР и Интерполом.

Вместо заключения

Михаил Никитич Романов и Михаил Александрович Романов были почти ровесниками, когда они оба нашли смерть на пермской земле. Первому было 42 года, второму — 39.

Но на этом история не заканчивается. Часть оков Михаила Никитича хранится в Чердынском краеведческом музее им. А.С. Пушкина, часть — в Красноуфимском краеведческом музее. Русская православная церковь уже несколько лет борется за возвращение оков, которые официально признаны святыней.

Впереди поиски останков Михаила Александровича, которые предвещают много необычных открытий. А это значит, что ставить точку в этой истории пока рано.

Наука просто
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю Политику конфиденциальности